Диссимметрия расположения социотипов в пространстве психологических свойств
В данном разделе приведены основные принципы нарушения симметрии социона - с точки зрения сближения или отдаления отдельных социотипов на множестве психологических свойств (относительно других типов, находящихся в тех же отношениях). Для наиболее важных случаев также указаны:
- дихотомии, корреляция между полюсами которых образует данное нарушение симметрии;
- дихотомии, полюса которых размываются у соответствующих типов - что компенсирует чрезмерное усиление полюсов положительно скоррелированных дихотомий.
1) "Тактическая оппозиция"
1А) ЛСЭ сближается с ЛСИ на полюсе практичности и стандартности, а ИЭИ - с ИЭЭ на полюсе художественности и непрактичности. ЛСИ расходится с ИЭИ, а ЛСЭ - с ИЭЭ. У ЛСЭ, ЛСИ и ИЭИ идёт размывание вертности.
1Б) ЭСИ сближается с ЛСЭ на полюсе бытового материализма, а ИЛЭ - С ИЭИ на полюсе оторванных от реальности фантазий. ЭСИ расходится с ИЭИ, а ИЛЭ - с ЛСЭ. У всех этих типов идёт размывание центрально-периферийных свойств, а у ИЛЭ и ЭСИ - также и логико-этических.
Таким образом в соционе формируется "тактическая оппозиция" консерватизм-новизна: ЛСИ-ЛСЭ-ЭСИ против ИЭЭ-ИЭИ-ИЛЭ. На множестве признаков Рейнина она эквивалентна положительной корреляции внутри троек признаков: сенсорика, рациональность и логика; интуиция, иррациональность и этика. На множестве функций данная диссиметрия может быть соотнесена (но лишь отчасти) с отрицательной корреляцией ЧЛ и ЧИ, из-за которой средний ИЭИ имеет относительно усиленную ЧИ (как следствие дефицита болевой ЧЛ), а средний ЛСЭ - напротив, ослабленную (как следствие избытка программной ЧЛ).
ЭСЭ и ИЛИ выпадают из соответствующих групп и образуют независимую ось, во многом совпадающую с признаком деклатимность-квестимность (причём ИЛИ соответствует полюсу квестимности: см. п. 7).
2) "Стратегическая оппозиция"
2А-Б) ЭИЭ сближается с СЭЭ на полюсе демонстративности, а СЛИ - с ЛИИ на полюсе незаметности. Также ЭИЭ сближается с СЛЭ на полюсе экспансии конфликтов, а СЛИ - с ЭИИ на полюсе интровертной бесконфликтности. Таким образом, ЭИЭ расходится со ЛИИ и ЭИИ, а СЛИ - со СЛЭ и СЭЭ. У ЭИЭ и СЛИ идёт размывание ир/рациональности.
2В) ЛИЭ сближается с СЛЭ на полюсе лидерства, а СЭИ - с ЭИИ на полюсе ведомости. СЭИ расходится со СЛЭ, а ЭИИ - с ЛИЭ. У ЛИЭ и СЭИ идёт размывание интуитивно-сенсорных свойств.
2Г) ЛИЭ сближается с СЭЭ на полюсе индивидуальной инициативы.
Таким образом в соционе формируется "стратегическая" оппозиция поиск-избегание конфликтов: СЛЭ-ЭИЭ-СЭЭ-ЛИЭ против СЛИ-СЭИ-ЭИИ-ЛИИ. На множестве признаков Рейнина она эквивалентна положительной корреляции между экстраверсией и центральностью, интроверсией и периферийностью; на множестве функций - усилению подобия между программной формой ЧС и творческой формой БИ, а также между программной формой БС и творческой формой ЧИ (или, что почти то же самое, дополнительному расхождению свойств программных ЧС и БС и творческих ЧИ и БИ).
Иные значимые нарушения симметрии
3) СЭЭ расходится с ЭСИ за счёт усиления темпераментных установок на фоне антагонизма функций ЧС и БЭ (подавления одной из них другой), при этом ЭСИ сближается с ЛИИ, а СЭЭ - с ИЛЭ
4) ЭСЭ и СЭИ сближаются на полюсе заботливости, а СЛЭ и ЛСИ - на полюсе агрессивности. Эти группы расходятся между собой, причём СЭИ дополнительно отдаляется не только от бетанских агрессоров, но и от гаммийских. Данное нарушение симметрии может быть также представлено как положительная корреляция внутри троек признаков: этика, периферийность, динамика и логика, центральность, статика.
5) ЛИЭ сближается с ЛСИ на полюсе логики, а СЭИ - с ИЭЭ на полюсе этики. Основная причина - та же, что и в п. 4: признак статики-динамики, как относительно слабый, следует за другими: статику усиливает логика, центральность и рациональность, динамику - этика, периферийность и иррациональность. В итоге СЭИ и ЛСИ находятся на полюсах дихотомии статика-динамика, а ЛИЭ и ИЭЭ - имеют данный признак инвертированным. У СЭИ, ИЭЭ и ЛСИ также наблюдается инверсия и позитивизма-негативизма (из-за положительной корреляции позитивизма с этикой).
6) ЭИЭ сближается с ИЛИ на полюсе депрессивности и трансляции негатива, а ЭСЭ - с ИЭИ на полюсе трансляции хорошего настроения. ЭСЭ расходится с ЭИЭ и ЛСЭ, а ИЭИ - с ИЛИ.
7) ИЛИ сближается с ЛИИ на полюсе аутичности. При этом у ЛИИ наблюдается устойчивая инверсия в конструктивизм, а у ИЛИ - в квестимность.
Все указанные выше формы диссимметрии обнаруживаются на статистике всех последних версиях больших опросников В.Л.Таланова и А.Хижняка:
Даже версии опросника с искусственной ортогонализацией структуры признаков Рейнина (MOLTI330-C;D) сохраняют в себе следы большинства из них:
Таким образом, с большой долей вероятности, перед нами - реальная деформация структуры социона под влиянием неких общих объективных закономерностей, а не артефакты структуры конкретного опросника (например, связанные с преобладанием в нём вопросов на определённые сочетания соционических признаков).
Ниже автором впервые предпринимается попытка логически объяснить природу наблюдаемых диспропорций - в их проекции на множество признаков Рейнина.
Взаимосвязь и взаимовлияние признаков Рейнина
В данном разделе автор использует в качестве основы для своих рассуждений определения соционических признаков, приведённые ранее
здесь.
В таблице рассматриваются все значимые корреляции в парах признаков, исключая те случаи, где один или оба признака пары принадлежат к 5 наиболее слабым дихотомиям, с пока не до конца понятной собственной семантикой (тактика-стратегия, беспечность-предусмотрительность, конструктивизм-эмотивизм, уступчивость-упрямство, правость-левость).
связанные признаки |
абсолютная сила связи и ранг её соционической значимости |
гипотетическое объяснение |
дополнительная информация |
экстраверсия и центральность / интроверсия и периферийность |
сильная; 1 ранг |
Продвижение во внешний мир рано или поздно приводит к столкновению с чьими-то интересами. Замыкание в своём локальном мире позволяет избежать столкновений. |
Причина возникновения "стратегической оппозиции" (диссимметрии социона): ЭИЭ+СЛЭ+СЭЭ+ЛИЭ <-> ЭИИ+СЛИ+СЭИ+ЛИИ |
интуиция и иррациональность / сенсорика и рациональность |
сильная; 1 ранг |
Информационный мир менее предсказуем, чем материальный, т.к. чтобы изменить материальные объекты, надо приложить реальные усилия, а образ в сознании может измениться мгновенно. |
Причина возникновения "тактической оппозиции" (диссимметрии социона): ИЭЭ+ИЭИ+ИЛЭ <-> ЛСИ+ЛСЭ+ЭСИ |
этика и интуиция / логика и сенсорика |
умеренная; 1 ранг |
Информация субъективна, так как проходит через призму индивидуального сознания субъекта. Материя объективна, так как существует независимо от нашего сознания. |
Вероятная причина наличия собственного наполнения у признака эгалитаризм-элитаризм (гипотеза социального автокатализа) |
этика и иррациональность / логика и рациональность |
умеренная; 2 ранг |
Мир людей более хаотичен и менее предсказуем, чем объективный мир, так как человек сложнее (имеет больше степеней индивидуальной свободы), чем большинство технологий и явлений природы. |
|
этика и периферийность / логика и центральность |
умеренная; 2 ранг |
Неформальное взаимодействие с людьми требует доброжелательности и готовности сотрудничать. Совершение каких-то действий в объективном мире оборачивается столкновением с чьими-то интересами. |
Вероятная причина наличия собственного наполнения у признака квестимность-деклатимность |
экстраверсия и иррациональность / интроверсия и рациональность |
умеренная; 2 ранг |
Чем больше направленной вовне активности и разных связей, тем больше неожиданностей, а изоляция за счёт однообразия обстановки позволяет вести более размеренную жизнь. |
В совокупности эти 3 нарушения симметрии создают ситуацию, когда линейно-напористый темперамент становится значительно менее распространённым в популяции, чем остальные три. |
экстраверсия и статика / интроверсия и динамика |
слабая; 4 ранг |
Направленная вовне активность часто связана с разрывом существующих социальных связей и, в итоге - осознанием себя как отдельной сущности. Инертность и изоляция означают постепенное срастание с окружением, встраивание в циклы жизнедеятельности своего окружения. |
статика и рациональность / динамика и иррациональность |
умеренная; 4 ранг |
Высокий уровень порядка и последовательности действий возможен лишь внутри системы, отделённой чёткими границами от своего окружения. Если система соединяется с другими, те будут вносить в её последовательность и порядок возмущения (?). |
логика и статика / этика и динамика |
сильная; 2 ранг |
Субъективное восприятие предполагает эмпатическое слияние с другими людьми, объективное - позволяет достичь известной независимости и устойчивости как отдельная личность. |
Данные три нарушения симметрии в совокупности приводят к возникновению "весёлой оппозиции" (дополнительного расхождения полюсов Альфы и Беты, что ведёт к заострению различий идеологических программ этих двух квадр и их более яркому выделению внутри социона в отдельные малые группы - по сравнению с Гаммой и Дельтой). |
интуиция и квестимность / сенсорика и деклатимность |
сильная; 3 ранг |
Информационные понятия более расплывчаты и неустойчивы, временны, и потому заставляют чаще в них сомневаться, чем материальные объекты. |
периферийность и индивидуализм / центральность и коллективизм |
сильная; 2 ранг |
Сотрудничать можно и на индивидуальном уровне, а бороться с кем-то обычно эффективнее в группе. |
статика и центральность / динамика и периферийность |
умеренная; 3 ранг |
Конкуренция связана с осознанием своих интересов как отдельных от интересов соперников, сотрудничество - как слитных с интересами партнёра, с процессом подстройки под него. |
Эквивалентно тому, что центральные и периферийные свойства в большей мере привязаны к относительному балансу сенсорных функций, а не интуитивных. |
интуиция и индивидуализм / сенсорика и коллективизм |
умеренная; 3 ранг |
Информационно независимым от общества стать легче, чем материально, так как информацию проще скрыть от других людей (в своём сознании), чем материальные вещи(?) |
Эквивалентно тому, что основными носителями идей - как индивидуализма, так и коллективизма в соционе являются логики. |
квестимность и негативизм / деклатимность и позитивизм |
сильная; 3 ранг |
Сомнения в чём-то связаны с вероятным отсутствием данного явления. Уверенность в его наличии - с безусловным присутствием. |
Возможная причина того, что квестимно-деклатимные функции являются рациональными, а не иррациональными. |
весёлость и экстраверсия / серьёзность и интроверсия |
сильная; 2 ранг |
Невозможно навязывать миру свои внутренние принципы, не вмешиваясь активно в окружающую жизнь. Если ничего не менять, придётся играть по правилам существующего общества. |
|
весёлость и интуиция / серьёзность и сенсорика |
сильная; 2 ранг |
Свои внутренние принципы - это прежде всего информационная позиция, социальный успех обычно связан с доступом к материальному ресурсу. |
|
весёлость и иррациональность / серьёзность и рациональность |
умеренная; 3 ранг |
Приоритет своих принципов означает отвязку от общества, асоциальность. Cтремление к социальному успеху - встраивание в упорядоченную общественную структуру, более высокую предсказуемость для других. |
|
весёлость и этика / серьёзность и логика |
умеренная; 4 ранг |
Следование за своими принципами есть выражение своей внутренней субъективной природы, социальный успех гораздо чаще может быть оценен в объективных категориях(?) |
|
позитивизм и периферийность / негативизм и центральность |
сильная; 3 ранг |
Конфликты чаще приносят негатив (разрушение, создание пустоты), сотрудничество - позитив (созидание, заполнение пространства продуктом сотрудничества). |
|
позитивизм и индивидуализм / негативизм и коллективизм |
сильная; 3 ранг |
? |
|
позитивизм и иррациональность / негативизм и рациональность |
сильная; 3 ранг |
? |
|
позитивизм и динамика / негативизм и статика |
умеренная; 4 ранг |
Отдельные сущности окружены пустотой, переходящие друг в друга не оставляют места для пустоты. |
|
Также см. связанные темы:
Модель социона "восьмигранная призма".
© Иван Романов, Санкт-Петербург, ноябрь 2017