Соционика: смысловое наполнение основных понятий

Содержание:

Часть 1. Функции
Важно: в некоторых соционических школах знаки функций используются для придания функциям того или иного смыслового оттенка - в связи с влиянием третьих признаков Рейнина ("процесс-результат" или "позитивизм-негативизм"). Мы полностью отвергаем такой подход. Мы используем знаки для функций (как и для дихотомий) в чисто математическом смысле: плюс означает избыток функции (её инертность в силе и ценностности), минус - недостаток, дефицит (инертность в слабости и неценностности).
В скобках указаны типы, для которых данное положение функции типично.

1-4) функции биологического выживания ("иррациональные")
Иррациональные функции имеют место быть у всех видов животных, в том числе и несоциальных; они соответствуют разным стратегиям добычи пищи и избегания опасностей (травоядная, хищная, паразитическая etc); на внутривидовом уровне отражают возрастные стадии развития особей, типичные для всего живого (так как на разных стадиях особи одного вида часто придерживаются разных стратегий)

ЧИ = "чёрная интуиция" / воображение свободы

+ЧИ (ИЛЭ, ИЭЭ)
−ЧИ (ЛСИ, ЭСИ)
  • «детскость» (типаж любопытного ребёнка) - сохранение во взрослом состоянии свойств личности, характерных для периода детства, включая иногда даже некоторые рефлексыlink
  • любознательность, влечение ко всему новому
  • новаторство (обычно первым пробует новое)
  • поиск альтернативных возможностей (однажды выбранный "магистральным" вариант быстро приедается)
  • широта ассоциативного ряда
  • постоянный хаотический перебор в воображении вариантов - "скачка мыслей", "скачка идей" (отсюда нередко - проблемы с сосредоточением внимания)
  • любовь к играм
  • креативность (синтез новых идей через сочетание по иному элементов старых)
  • словотворчество (выдумывание названий для новых явлений и переиначивание смыслов старых слов)
  • свободолюбие и готовность давать свободу
  • нетерпимость к рутине, монотонии и строгой дисциплине
  • склонность к недооценке опасностей и угроз, содержащихся в новом и неизвестном
  • строгость, серьёзность и «солидность» (типаж патриарха, старшего и наиболее опытного в общине, охраняющего её имущество)
  • ориентация на свой прошлый опыт и недоверие к чужому новому, идущему с ним вразрез
  • консерватизм привычек
  • устойчивость к рутине - умение удерживать цель в течение длительного времени, не отвлекаясь на помехи
  • нелюбовь неожиданных событий, выбор в пользу стабильности и жёсткого порядка
  • нелюбовь многовариантности, предпочтение однозначности и завершённости
  • охранительство и культ безопасности - восприятие внешнего мира как по умолчанию враждебного и вредоносного, от которого необходимо физически огородиться и информационно изолировать подконтрольных людей - детей, подчинённых и т.п.
  • склонность к введению запретов и ужесточению наказаний за поведение, которое отклоняется от того единственного варианта, который он считает допустимым
  • тенденция к подавлению самоорганизации контролируемых людей и систем (оправдывается соображениями безопасности, а по факту означает страх утраты личного контроля, страх перед неконтролируемым многообразием окружающего мира)

  • БИ = "белая интуиция"/ воображение кризиса

    +БИ (ИЭИ, ИЛИ)
    −БИ (ЭСЭ, ЛСЭ)
  • адаптация к субъектам превосходящей силы (побуждающим реальность подчиняться своей воле), к сожительству с ними, в том числе и прежде всего - как свойство получать удовольствие от своего подчинённо-зависимого положения, то есть мазохизм
  • наблюдение за текущими переменами в окружающей среде и людях и выжидание кризисного момента, когда можно будет воспользоваться плодами чужих усилий, не прилагая своих (близость к доминанту, концентрирующему ресурс, позволяет чаще попадать в подобные ситуации)
  • склонность к уклончивости, двусмысленности и лживости (дабы иметь возможность уходить из-под прямой агрессии доминантов)
  • фантазии деформации, деструкции, перерождения окружающей реальности и изменения себя под давлением внешних сил (может сопровождаться переживаниями дереализации и деперсонализации)
  • культивирование представлений о своей повреждённости (в том числе - в манипулятивно-обманных и провокационных целях)
  • отрицание наличия вечных истин ("всё течёт, всё меняется"; "чья воля - того и правила, а нам - приспосабливаться")
  • скорее общий депрессивный фон настроения, частота мыслей о бессмысленности происходящего и своих действий
  • несвойственность паразитической жизненной позиции - предпочитает сам прилагать усилия и тратить своё время на желаемое переустройство окружающего мира, а не ждать, пока это сделает кто-то ещё
  • стремление обеспечить ресурсное изобилие вокруг себя ("дом - полная чаша")
  • отрицание возможности кризиса - склонен детально соблюдать все запланированные заранее сроки и объёмы, не замечая порой, как возникающие новые обстоятельства порой превращают такую деятельность в бессмысленную трату времени
  • стремление к регулярному уходу за окружающими вещами и сенсорной опеке над близкими (получает удовольствие от рутины жизни)
  • ощущение здоровья, приподнятости и защищённости - своего и окружающей среды
  • жизнелюбие и отсутствие фантазий самодеструкции (не любит думать на темы старения, смерти, хронических болезней, катастрофических изменений в обществе)
  • искренность и прямота в выражении желаний
  • не бывает переживаний дереализации и деперсонализации - чувства "странности" происходящего
  • ощущения вовлечённости в реальную жизнь и поддержки своих действий обществом; не характерны чувства своей отверженности и экзистенциального одиночества

  • ЧС = "чёрная сенсорика" / ощущение власти

    +ЧС (СЛЭ, СЭЭ)
    −ЧС (ЛИИ, ЭИИ)
  • сила наступательной (территориальной) агрессии aka "пробивные способности" - эффективен в манипулятивно-силовом взламывании чужих границ
  • стремление получать всё желаемое первым, сразу и много, вне зависимости от желаний других людей ("беру то, что хочу"; особенно это касается секса)
  • стремление быть над правилами, обязательными для других
  • доминирование своих желаний над жизненными обстоятельствами - подчас сила желания может даже заглушать инстинкт самосохранения
  • тенденция к самодовольству и завышенной самооценке
  • потребительский подход к окружающей среде и людям ("другие должны обслуживать мои потребности и интересы")
  • стремление к превосходящему статусу и изначальное позиционирование себя как начальника, лидера, доминанта
  • настойчивость в получении желаемого ("настырность")
  • презрение к "слабакам" (ко всем, кто подавляет в себе агрессию)
  • слабость самокритики и нетерпимость к возражениям
  • лёгкость перехода к физическому насилию
  • часто - воровские ценности
  • на физическом уровне ЧС коррелирует с объёмом оперативной памяти, скоростью реакции, повышенным мышечным тонусом, ловкостью и разворотливостью движений и другими свойствами, дающими преимущество в ситуации борьбы без правил
  • добровольное самоограничение в материальном потреблении и побуждение к этому других - ради снижения общей конкурентности (агрессивности) социальной среды
  • альтруистическое стремление сохранить возможности для будущей жизни и других людей
  • интеллигентность - не одобряет агрессивно-животную модель общества с доминированием альфа-особей, выступает за то, чтобы в обществе руководили наиболее способные к созданию общего блага, а не те, кто более прочих умеет подавлять окружающих
  • не умеет и не хочет "давить" на других силой и угрозами, вместо этого предпочитает взывать к разуму и совести
  • честность и нестяжательство, нет склонности к воровству и корыстной лжи
  • самокритичность, умеет признавать свои ошибки
  • нерешительность
  • слабость основного инстинкта - часто выглядит и чувствует себя асексуальным, не вызывает у потенциальных партнёров инстинктивного сексуального влечения
  • тенденция к застенчивости и низкой самооценке
  • эволюционный смысл −ЧС - ставка не на обязательную персональную победу и персональное размножение "здесь и сейчас", а на косвенное способствование долгосрочному развитию и размножению своего сообщества в целом, то есть на слабые тенденции, проявляющиеся за счёт статистических эффектов на большой дистанции и в конечном итоге перекрывающие любой волюнтаризм (подробнее см. "парадокс Симпсона")

  • БС = "белая сенсорика" / ощущение удобства

    +БС (СЭИ, СЛИ)
    −БС (ЭИЭ, ЛИЭ)
  • стремление к приятным ощущениям тела и избеганию неприятных как доминирующий мотив к деятельности
  • высокая чувствительность в плане восприятия ближней реальности (развитые обоняние и осязание, детализированные тактильные ощущения)
  • умение организовать для себя комфортную, гармоничную, здоровую среду минимумом средств и усилий
  • умение корректировать самочувствие (восстанавливая тем самым гомеостаз тела) путём качественного приготовления еды, своевременного приёма лекарств, выбора удобной одежды и оптимального местоположения тела в пространстве
  • сосредоточенность на моменте настоящего, нежелание и неумение думать о будущем
  • избегание ситуаций кризиса, выводящих его привычную жизненную среду из равновесия
  • чаще конформистски-примирительная позиция в конфликтах - старающаяся избежать любого избыточного, ненужного насилия
  • на физическом уровне БС коррелирует с общей телесной и психической расслабленностью, плавностью движений и с развитой тонкой моторикой тела (особенно пальцев рук)
  • есть предположение о происхождении БС как целостного комплекса свойств от стратегии груминга (чистке своей и чужой шерсти) у обезьянlink
  • готовность выходить из зоны комфорта и выводить из неё окружающих
  • фоновое напряжение (физическое и психическое)
  • постоянное ощущение внутреннего дискомфорта и неудовлетворённости достигнутым, подстёгивающее к активным действиям
  • избегание расслабляющего тактильного контакта
  • поиск и провоцирование кризисных состояний, чтобы за счёт личных сверхнапряжений и способности к предвидению "оседлать кризис" и развернуть ход событий в свою пользу
  • устремлённость в будущее и хорошее видение перспектив
  • преследование дальних целей
  • выступает за ускорение темпов происходящего, форсирование событий, вплоть до ситуации, когда руководимая им система "идёт вразнос" и "трещит по швам", но всё же не сваливается в катастрофу под его руководством (склонен получать от такого удовольствие)


  • 5-8) функции рассудочного контроля ("рациональные")
    Возникновение рациональных функций в природе связано с появлением заботы о потомстве, выстраиванием общества вокруг необходимости совершать связанные с этим действия регулярно в течение длительного времени; эти функции отражают деление особей на добытчиков-профессионалов и на непосредственно контактирующих с потомством и другими особями в гнезде или стае, а популяции/виды - на стайные (мигрирующие по обширным пустошам в поисках ресурсов) и семейные/одиночные (стремящиеся не отдаляться от найденного месторождения ресурса)

    БЛ = "белая логика" / расчёт закона

    +БЛ (ЛИИ, ЛСИ)
    −БЛ (СЭЭ, ИЭЭ)
  • выстраивание целостной, логически непротиворечивой модели мира и стремление встроить весь мир, включая личности других людей, в одну схему
  • мышление в рамках избранной парадигмы (и, нередко - "слепота" в отношении всего того, что в ней не учитывается)
  • систематизация и каталогизация материала ради повышения общего контроля над ним
  • картографирование, типизация и схематизация (вместо уникальных свойств объектов и личностей рассматриваются их обобщённые типические образцы)
  • аналитичность
  • беспристрастность
  • бескомпромиссность
  • слабость когнитивной эмпатии - не умеет инициировать личные отношения и воздействовать на людей через неформальные связи, не любит сплетничать и обсуждать чью-либо частную жизнь
  • все проблемы предпочитает решать используя формальные каналы и правила системы, с которой себя ассоциирует и которую развивает
  • мозаичное мышление и личность (отсутствие у индивида единого, внутренне непротиворечивого образа мира, вместо этого - множество позаимствованных из разных источников отрывочных представлений-"мемов", используемых в зависимости от ситуации)
  • контактность - умение легко переключаться между людьми, быстро приспосабливаясь под образ мыслей собеседника
  • социальная манипулятивность - умение в обход формальных правил "подбирать ключи" к нужным людям, сообщая каждому именно то, что он хочет услышать в данный конкретный момент (выглядит как лесть и обаяние «специально для вас»)
  • поверхностность - умение соблазнять, не вовлекаясь эмоционально и не привязываясь к визави
  • склонность к этической игре и основанным на ней отношениям ("людус")
  • часто - непоследовательность и необдуманность действий (что, впрочем, некритично, пока такой человек находится в естественной для него среде неформальных коллективов с постоянно меняющимся составом участников)

  • ЧЛ = "чёрная логика" / расчёт выгоды

    +ЧЛ (ЛИЭ, ЛСЭ)
    −ЧЛ (СЭИ, ИЭИ)
  • стремление к технологической модификации процессов внешнего мира ради увеличения объёма совершаемой в них полезной работы
  • нацеленность на максимизацию эффективности в любом деле, избавление от всего нефункционального и декоративного
  • утилитаризм (не делает и не ценит ничего, что не приносило бы пользы)
  • развитое денежное мышление (стремится к максимизации заработков, чаще среднего человека интересуется темой финансов и инвестиций)
  • развитый тайм-менеджмент (избегает непродуктивного времяпрепровождения)
  • профессиональная специализация (выступает за усиление специализации в обществе; больше доверяет хорошо оплачиваемым профессионалам, а не любителям)
  • деловая инициатива и энергичность в выстраивании бизнеса и производства
  • трудоголизм - имеет свойство сбегать в работу от проблем личного характера
  • любовь к безделью
  • капризность и общая зависимость от настроения
  • отрицание коммерческого интереса как доминирующего мотива
  • художественная декоративность - стремление создавать и сохранять красоту как основной мотив к деятельности
  • восприимчивость и чувствительность к господствующим настроениям
  • способность ненавязчиво управлять настроением окружения, расслабляя людей и восстанавливая их душевные силы
  • поиск поддержки и покровительства у группы или сильной личности

  • БЭ = "белая этика" / внушение отношения

    +БЭ (ЭСИ, ЭИИ)
    −БЭ (ИЛЭ, СЛЭ)
  • морально-этическая оценка людей в соответствии с их внутренними мотивами, ценностями, переживаниями (считываемыми субъектом БЭ по нюансам внешнего поведения) и вне зависимости от того, какое объективное воздействие эти люди своими поступками оказывают на реальность
  • развитые чувства стыда и вины - сам часто их испытывает, но также и способен внушать их близким людям, тем самым подспудно их "воспитывая" (т.е. контролируя их поведение, подавляя агрессию и иные аффекты)
  • нацеленность на построение глубоких и длительных личных отношений с избранными людьми (для которых субъект БЭ стремится выступать в роли "душеспасителя")
  • предпочтение непубличности, приватности, камерной обстановки в общении - нежелание "выносить сор из избы"
  • частое использование доверительных интонаций
  • типична позитивная оценка вежливости, тактичности, соблюдения принятого в данной среде этикета общения (т.е. умения скрывать и умалчивать противоречия в поддерживаемой субъектом системе социальных отношений) и осуждение нонконформизма, радикальных и откровенных высказываний (всего, что способно разрушить эту систему)
  • игнорирование индивидуально-стилистической составляющей в общении, как следствие - бестактность, бесцеремонность, резкость, дерзость
  • лучше и быстрее других схватывает объективное положение дел, не покупаясь на умолчания и политкорректность
  • склонность к ранней эмансипации
  • смелое экспериментаторство (нет страха кого-то обидеть, оскорбить своими действиями)
  • часто - радикализм и революционность
  • потенциал первопроходца

  • ЧЭ = "чёрная этика" / внушение влечения

    +ЧЭ (ЭСЭ, ЭИЭ)
    −ЧЭ (ИЛИ, СЛИ)
  • экспрессивное поведение (побуждающее к неравнодушию, вдохновляющее и мотивирующее на превосходящие поступки)
  • стремление к бытующему в обществе идеалу красоты и привлекательности
  • вовлечённость в публичную общественную жизнь - стремление ассоциироваться с теми публичными субъектами и общественными движениями, что вызывают в данный момент наболее сильный отклик и притяжение масс (вне зависимости от того полезна ли деятельность этих субъектов и движений данному обществу или нет)
  • работа с модой - следование за ней, изучение и формирование
  • создание эмоциональных сверхстимулов, влекущих массы, и тем самым - синхронизация людских настроений и намерений
  • эзотерическое мышление (некритически воспроизводящее красивые с точки зрения массового наблюдателя образы)
  • часто - музыкальный талант
  • сокрытие своей личности, мотивов и способов заработка
  • индивидуализм как невовлечение и "хатаскрайничество"
  • равнодушие
  • неэмоциональность
  • действия в рассинхроне с жизнью остальных людей
  • развитое критическое мышление - способность к бесстрастному, трезвому анализу происходящего
  • лучше других видит, что нужно делать для поддержания исправной работы чего-либо с привлечением минимума ресурсов и сил


  • 9-12) функции позиционирования личности в обществе ("квестимно-деклатимные")
    Высшие функции, которые на внутривидовом уровне актуализируются лишь у наиболее развитых видов (образующих сложные персонифицированные сообщества, особи в которых обладают развитой индивидуальностью и самосознанием); эти функции отражают баланс между интересами коллектива и личности, а также между традицией, играющей на стороне автохтонных популяций, и желанием пришлых изменить устройство общества так, чтобы их интересы также учитывались.

    БК = "белая квестимность" / обособление индивидуальности

    +БК (ЛИИ, ЭСИ)
    −БК (СЛЭ, ИЭЭ)
  • стремление к независимости
  • защита личной свободы и справедливости
  • защита личного пространства (зоны privacy) от проникновения в него посторонних агентов общества
  • моральная брезгливость и желание сохранить нравственную чистоту
  • дистанцирование от общества как от источника лжи и пороков
  • безусловный приоритет личных принципов над господствующими в обществе поведенческими установками
  • настрой на отстаивание прав личности (не только своей, но и, исходя из понимания справедливости, и чужих, порой даже не дружественных) в столкновении с коллективным мнением
  • в тенденции - низкая стрессоустойчивость в ситуациях социальных контактов и повышенная подверженность типичным для данного общества сезонным заболеваниям (нетренированный иммунитет - следствие физического дистанцирования от большинства)
  • стадный инстинкт
  • коллективизм в смысле отрицания деления вещей, идей и т.п. на "свои" и "чужие" (не нуждается в оном делении, так как сам не создаёт ничего уникального, что стоило бы защищать от чужого заимствования, но зато в такой ситуации ему легче заимствовать и отчуждать то оригинальное, что создано кем-то ещё)
  • патриотизм и национализм
  • любая пропаганда (забалтывающая людей в стремлении доказать, что действия власти служат общему благу)
  • сплачивание группы круговой порукой через участие в коллективной активности с морально сомнительным или преступным с точки зрения закона содержанием (коррупционные схемы; моббинг - коллективная травля чужаков / "белых ворон"; война)

  • ЧК = "чёрная квестимность" / обособление знатности

    +ЧК (ЭИЭ, ЛСЭ)
    −ЧК (СЭИ, ИЛИ)
  • отвращение к низшему, чужеродному, физически грязному и больному (ко всему, контакт с чем может привести к передаче заразы, превращающей человека в деклассированного изгоя в данном обществе)
  • брезгливость к низкокачественным ресурсам, желание работать только с высококачественными
  • элитизм - желание ощущать себя членом потомственного "клуба избранных" (знатного рода, профессиональной династии и т.п.)
  • стремление окружать себя всем только изысканным, гламурным, брендованным и т.п. (есть также связь и с +ЧС)
  • сильное чувство зависти
  • раздражение от дискомфорта
  • чувства негодования и гнева при фрустрации потребностей
  • всеприятие (признаёт существование всего на свете, видит пользу и смысл даже в том, что большинство считает дрянью, мусором)
  • терпимость к человеческим странностям, порокам и любой телесной грязи
  • готовность выполнять грязные (в физическом и моральном смыслах) дела, за которые не возьмутся другие под страхом стать парией, "неприкасаемым"
  • способность выживать даже "на дне" общества, или, как коллаборационист, балансируя между несколькими, понемногу присосабливаясь ко всем, и в то же время не принадлежа никому

  • БД = "белая деклатимность" / принятие подчинения

    +БД (ЛСИ, ЭИИ)
    −БД (ИЛЭ, СЭЭ)
  • вера в судьбу и предопределённость; покорное следование судьбе - когда остаётся только выполнять предначертанное кем-то свыше; в какой-то мере безразличие к своей судьбе
  • терпение
  • устойчивость к лишениям
  • коллективизм в смысле следования за мнением большинства
  • склонность к нарассуждающему подчинению признанным в своём обществе авторитетам, особенно если их мнение подаётся как мнение большинства
  • ставит веру и субординацию выше личного интеллекта
  • готовность и даже желание быть таким как все - «серой мышью», ничем не выделяющейся из общей стаи, «винтиком» в машине тоталитарного государства
  • политический консерватизм - основные хранители общественных "скреп"
  • нонконформизм
  • нетерпеливость, не готов долго ждать желаемого
  • своеволие
  • протестная активность - действия вопреки большинству
  • отрицание предопределённости - считает, что каждый хозяин своей судьбы
  • индивидуализм как яркое личностное своеобразие
  • готовность для достижения желаемого искать и использовать любые возможности, включая внесистемные, нигде не прописанные, а то и прямо отвергаемые и осуждаемые большинством
  • реформистский потенциал - желание опровергнуть, опрокинуть, разрушить существующую систему авторитетов, высвободить несправедливо удерживаемые в ней ресурсы

  • ЧД = "чёрная деклатимность" / принятие сотрудничества

    +ЧД (ЭСЭ, ЛИЭ)
    −ЧД (ИЭИ, СЛИ)
  • индивидуальная активность, прощупывающая других на наличие общих интересов и возможности сотрудничества на равных, преодолевающая любые социально-сословные "перегородки", государственные, языковые и культурные границы
  • "всеядность" в плане готовности ситуативно, ради решения текущей задачи, объединяться с людьми вне зависимости от их личных особенностей, взглядов и ценностей
  • хорошее понимание своих и чужих потребностей
  • готовность вовлекаться в мейнстрим и вовлекать других людей в своё дело
  • часто - оптимизм, вплоть до "шапкозакидательства"
  • отрешённость
  • сомнения в своей сущности
  • частое непонимание, за что браться
  • склонность к прокрастинации
  • поиск особых путей и выполнение оригинальных работ в надежде получить привилегии за своё уникальное мастерство - чтобы жить, не перекаясь с неприятными ситуациями и людьми


  • Часть 2. Дихотомии ("признаки Рейнина"):
    Реальное (приведенное ниже) смысловое содержание дихотомий основано на анализе статистики больших опросников Таланова.

    Дихотомии, определяющие силу функций:

    a "логика — этика":

    логика
    этика
    развитое умение абстрагироваться от субъективной составляющей при работе с информацией - от возникающего личного отношения, симпатии/антипатии к автору-источнику информации (больше у БЛ) и от любых текущих особенностей своего эмоционального состояния, как вызванных источником, так и случайных, посторонних (больше у ЧЛ)развитая эмпатия: когнитивная (умение проникать в чужую индивидуальность, считывать субъективную составляющую в потоке информации - больше у БЭ) и аффективная (способность к считыванию чужого текущего эмоционального состояния и своей синхронизации с ним - больше у ЧЭ)
    разработка технологий абстрагирования (формальная логика, системы правил и алгоритмов)разработка технологий эмпатического вовлечения (кинестетически-телесных и образно-гуманитарных)
    способности к сложным логико-математическим расчётам по формальным критериямспособности к внушению (и самовнушению) чувств и неформальных отношений
    ориентация на взаимодействие с объективным миром (предпочитает получать ресурсы, меняя объективную реальность)ориентация на взаимодействие с другими людьми (предпочитает получать ресурсы от других людей, взамен на их мотивацию и помощь в адаптации в обществе)
    крайними формами проявления полюса логики являются шизоидное расстройство личности и антисоциальное расстройство личностиистерическое расстройство личности, а также сенситивность как личностное качество содержат черты полюса этики
    различие между мужчинами и женщинами по данному признаку достигает почти одной сигмы нормального распределения величины признака в популяции (наибольшее для всех признаков) link - что эквивалентно тому, что примерно 2/3 мужчин имеют более выраженными логические черты, а около 2/3 женщин - этические


    b "интуиция — сенсорика":

    интуиция
    сенсорика
    развитое воображениедетализированные сенсорные ощущения
    абстрактность мышленияконкретность мышления
    стремление развивать биосоциальный "софт" (внутреннюю психическую реальность мозга, форматируемую при помощи формального и неформального языка)стремление развивать биосоциальный "хард" (физическое тело и иные материальные инструменты воздействия на реальность)
    лучше ориентируется в пространстве смыслов и идейлучше ориентируется в физическом пространстве
    более успешен в работе с информацией - требующей креативности (больше ЧИ) и таланта к предвидению (больше БИ)более успешен в работе с материальными ресурсами и объектами, требующей развитой мелкой моторики (больше БС) и общей координации движений тела (больше ЧС)
    более широкие фильтры между подсознанием и сознанием (которые пропускают в сознание больше сигналов — подчас позволяющих заранее обнаружить что-то полезное или опасное, но и содержащих больше ошибок восприятия)более узкие фильтры восприятия (позволяющие более детально и качественно выявлять типичные сигналы окружающей среды, важные для выживания здесь и сейчас)
    полюс интуиции коррелирует с шизотимиейlink; крайняя форма проявления – шизотипическое расстройство личностиlink


    c "квестимность — деклатимность":

    квестимность
    деклатимность
    высокая избирательность - более узкая область лично допустимого (всё, что выходит за пределы этой области, вызывает раздражение/отвращение и тем отвергается, а что остаётся в ней - формирует ядро личности)неразборчивость, "всеядность" - более широкая область лично допустимого (что создаёт больше возможностей для объединения с иными индивидами)
    негативное отношение к мейнстриму и "скрепам" - общепринятое вызывает протестобщепринятое вызывает желание подражать
    более развит инстинкт самосохраненияболее развит стадный инстинкт
    защита своей личностной уникальности и талантов, презрение к заурядностиощущение себя "простым человеком", частью народной массы (в сопричастности к жизни которой его персональная жизнь только и обретает смысл и ценность в полной мере)
    создание оригинальных работприятие чужого и готовность с ним работать далее, копировать и адаптировать по уже существующим схемам
    выступает за индивидуальную справедливостьсклонен жертвовать индивидуальной справедливостью, оправдывая это для себя коллективными целями
    брезгливость к "моральной грязи", нежелание "мараться" участием в морально сомнительных предприятияхготовность заниматься морально грязными делами - нет страха встраивания в круговую поруку; подсознательно готов к утрате своей независимости от общества
    страх унижения, "потери лица", "потери себя"смиренность, фатализм
    страх ущерба своему телу (боится боли, телесных травм, отравления, болезней)linkпри необходимости умеет игнорировать вероятность физического ущерба, не боится вида чужих или своих увечий (поведение воина, медсестры на войне или в хосписе и т.п.)
    раздражение от причиняемого другими дискомфортатерпение к дискомфорту
    брезгливость к чужой физической грязиготовность работать с продуктами чужой жизнедеятельности - нет страха заразиться типичными для данного общества бактериальными болезнями; подсознательно готов быть заражённым
    отвращение к уродствам, стремление к рафинированной красотетерпимость или даже выраженный интерес к уродливому, его разглядыванию и коллекционированиюlink
    квестимность несёт в себе силы социальной дивергенции и стратификации - межличностного (БК) и межгруппового (ЧК) отталкивания, дистанцирования, нежелания присоединяться, обособлениядеклатимность представляет собой силу социальной конвергенции - внутригруппового (БД) и межгруппового (ЧД) притяжения, стирания границ, объединения и слияния
    квестимность тесно связана с активной функцией островковой коры мозга, которой во многих современных исследованиях приписываются роли поддержания гомеостаза организмаlinkполюс деклатимности во многом характеризуется повышенной активностью вазопрессина в центральной нервной системе link




    Типы мышления: Также любое мышление может принимать дивергентную и конвергентную формы.
    Дивергентное мышление означает поиск новых знаний и способов самовыражения, технологий производства и соблазнения. Для дивергентного мышления ключевым является понятие авторства: ведомый стремлением к самовыражению автор берёт на себя все риски, создавая что-то в стороне от мейнстрима и вопреки ему, и не зная заранее наверняка, будет ли это востребовано в обществе.
    Конвергентное мышление означает использование стандартов и технологий, которые уже разработаны и доказали свою востребованность. Для конвергентного мышления важно не быть оригинальным, а копировать, адаптировать и воспроизводить уже имеющееся в "общем котле" достижений общества быстрее и лучше конкурентов.

    Дихотомии, определяющие ценностность функций для человека и, таким образом, определяющие его квадровую принадлежность:

    ac "рассудительность — решительность" (также используется наименование "ценности периферийных — центральных квадр"):

    рассудительность
    решительность
    представление, что общественная норма - это когда люди не хотят причинять друг другу вредапредставление, что общественная норма - это когда люди при любом удобном случае охотно вредят друг другу
    доброта, миролюбие и кооперативность - получает удовольствие от помощи другим и/или непричинения вреда там, где возможны вариантызлонамеренность, настрой на соперничество, противостояние интересов - получает удовольствие от причинения вреда своими действиями или бездействием (оправдывая это соображениями мести или ослабления будущего возможного соперника)
    альтруизм и бескорыстиеэгоизм и корыстные мотивы
    стремление к равенству (уменьшению несправедливого неравенства)стремление к превосходству, захвату и удержанию привилегированной позиции
    делегирование контроля над ресурсами (что видно: социальная среда вокруг субъекта насыщается свободным ресурсом)стяжательство и узурпация (что видно: в социальной среде вокруг субъекта возникает дефицит свободных ресурсов)
    поддержка слабыхвлечение к силе, презрение к слабости в себе и других
    детско-родительский элемент (опека слабого партнёра) в близких отношенияхсадо-мазохистский элемент (борьба хищника и жертвы) в близких отношениях
    большой кредит доверия к людям, искренность, часто - наивностьнедоверие, подозрительность (паранойяльные тенденции), склонность к манипуляциям, часто - коварство
    готовность давать свободу, снимать запреты и ограничениястремление к наведению границ и запретов, ужесточению наказаний
    готовность к уступкам, послаблениям и умерению своих аппетитов ради достижения мираэскалация конфликтов, желание победить любой ценой
    релаксациянагнетание темпов и интенсивности деятельности, вплоть до балансирования на грани перенапряжения и критических травм
    избегает насилия, испытывает отвращение к любым формам принуждения, насилия и запугиванияактивно интересуется тематикой насилия, при случае охотно прибегает к насилию (физическому и/или психическому aka газлайтинг)
    лучше приспособлен к низкоагрессивной среде и формирует её своими действиямилучше приспособлен к высокоагрессивной среде и формирует её своими действиями
    в психологическом плане соответствует крайним возрастам (детство и старость), когда личность недостаточно конкурентоспособна и предпочитает кооперироваться с кем-либов психологическом плане соответствует центральным возрастам (юность и зрелость), когда личность достигает оптимальной кондиции, чтобы бороться за свои интересы
    в тенденции у "рассудительных" более низкая стрессоустойчивость и более сильный инстинкт самосохранения (последнее зависит также от иных признаков, в первую очередь - квестимности)для "решительных" характерен высокий уровень выброса эндорфинов в ответ на стресс, что в ряде случаев может привести к специальному поиску и провокации стрессогенных факторов (эндорфинная зависимость)link
    крайние проявления решительного полюса коррелируют с чертами «тёмной триады» (макиавеллизмlink, антисоциальная психопатияlink, нарциссизмlink)
    "рассудительные" во власти обычно управляют правовыми, "прозрачными" методами, стремясь создать лучшие, более комфортные и свободные условия жизни для большинства (в меру своих управленческих способностей, понимания ситуации и людских чаяний); за власть особо не держатся и сами не борются, чаще попадая в неё как компромиссные фигуры в борьбе соперничающих "решительных" кланов и уходя согласно процедурам закона и желанию общественного мнения"решительные", получив власть, сосредотачиваются на её удержании и подавлении возможных конкурентов, для этого провоцируют социальные кризисы с целью введения людей в состояние постоянного стресса (дабы у них не оставалось ресурсов, материальных и психических, к сопротивлению их власти); управляют через нагнетание страхов и враждебности ("разделяй и властвуй"), комбинируя экономическое принуждение масс к работе на себя, дезориентирующий обман (политтехнологии) и прямое военно-полицейское насилие.
    "рассудительными" являются популяции, придерживающиеся «травоядной» стратегия выживания (ищущие и обрабатывающие рассеянные ресурсы низкого передела)"решительными" являются популяции, придерживающиеся «хищно-паразитической» стратегия выживания (борющиеся за захват и удержание ресурсов высокого передела, сконцентрировавших в себе много энергии и чужого труда)

    bc "весёлость — серьёзность" (также: "субъективизм — объективизм", "ценности восходящих — нисходящих квадр"):

    весёлость
    серьёзность
    представление, что общественная норма - это когда усилия общества и личности сосредоточены на решении центральной задачи экзистенциального выживания, требующей мобилизации всех духовных, физических и интеллектуальных силпредставление, что общественная норма - это когда усилия общества и личности распылены на решение множества второстепенных проблем, в результате люди существуют в режиме многозадачности, экономии и оптимизации усилий
    стимулирование аффективного поведения (индивидуального и массового). Аффект может принимать формы: инсайта (радости понимания), родительского инстинкта (острого чувства сопричастности судьбе потомства, желания его защищать любой ценой), ярости и садистического упоения насилием в борьбе со смертельным врагом, религиозного трепета при столкновении с превосходящей, вызывающей экзистенциальный страх сущностьюсдерживание аффективного поведения - избегание, подавление и обесценивание сильных эмоций в себе и других, объявление их следствием "невоспитанности", "незрелости", "дикости", "примитивности"
    желание чувствовать сопричастность жизни глобального мирасосредоточенность на личных и узко-семейных целях и ценностях
    влечение к первопричинам Бытия, содержащимся в них всеобщим, универсальным смыслам и вызываемым ими наиболее сильным экзистенциальным переживаниямстремление в специализированное, частное, оконечное для жизненного пути состояние хорошо организованных быта, работы и культурного досуга, позволяющее избегать сильных переживаний и необходимости что-либо осознавать
    в искусстве: "высокий стиль", эмоционально вовлекающий в жизненный путь героя, позволяющий ощутить свою сопричастность великим событиям (эпос, драма; имена собственные, возводимые к высшим понятиям, к именам Бога)"низкий стиль", отвлечённо повествующий о неких персонажах в повседневно-бытовых ситуациях (комедия положений, басня, анекдот; имена собственные, низводимые к быту - дворовые прозвища и клички)
    парадигмально-холистическое мышление, выстраиваемое вокруг системы аксиоматических принципов и дающее целостное понимание, как выглядит (должна выглядеть) реальностьалгоритмически-мозаичное мышление, использующее набор известных фактов для более быстрого и лёгкого достижения выбранной цели в уже существующей реальности
    возрастающая пассионарность (по Л.Н.Гумилёву): цивилизаторство, восхождение общества от состояния изначальной, доисторической разобщённости и отсутствия единого плана развития к вершинам его Высокой культуры и государственностиубывающая пассионарность: цивилизованность и нисхождение в постисторическое состояние (в современном мире соответствует завершению эпохи модерна с её универсальными смыслами и переходу к "информационным пузырям" и симулякрам постмодернизма)
    "молодые души" : в психологическом плане соответствует более ранним возрастам (детство, юность), когда личность обучается универсальным знаниям (БЛ) и включается в глобальную социальную жизнь (ЧЭ)"старые души" : в психологическом плане соответствует более поздним возрастам (зрелость, старость), когда личность сосредотачивается на выбранной профессии (ЧЛ) и частных отношениях с близкими людьми (БЭ)
    в общем смысле: консолидация системы, зарождение в ней субъектного начала, чьи интересы теперь в большей степени направляют поведение системы, чем интересы её подсистем и свойства внешней средыв общем смысле: дезинтеграция системы, утрата ею собственного субъектного начала, превращение в объект, чьё поведение и свойства следуют за интересами элементов-подсистем или свойствами внешней среды
    "весёлыми" являются популяции с экстенсивным типом хозяйствования, большими стаями мигрирующие по пустошам в поисках источников ресурсов"серьёзными" являются популяции с интенсивным типом хозяйствования, живущие по одиночке или небольшими оседлыми группами возле возделываемого ресурса

    ab "демократизм — аристократизм" (также: "эгалитаризм — элитаризм"):

    демократизм
    аристократизм
    либерализм: представление, что общественная норма - это первичность интересов личности, т.е. когда люди сами, в индивидуальном порядке определяют, что для них ценно и как себя следует вести, а все общественные институты (включая и государство как таковое) представляют собой лишь представительские органы, позволяющие легче обмениваться ресурсами и разрешать межличностные конфликты интересовпатернализм: представление, что общественная норма - это первичность интересов традиционно сложившегося института неравенства (государства), т.е. когда люди взамен на обеспечение их базовых потребностей признают за институтами (государством) право навязывать им свои ценности и модели поведения ("окормлять" их как подданных)
    примат индивидуальных способностейпримат коллективной традиции и выдаваемых ею "знаков качества" (звания, награды и т.д.)
    меритократия - позиция, что переход между социальными группами должен быть максимально свободным и определяться исключительно талантами личностидинастийность, кастовость и национализм - позиция, что наличие границ между социальными группами оправдано и необходимо, что такие границы должны сохраняться и укрепляться
    толерантность к чужакам, космополитизмбрезгливость и/или страх перед чужаками, ксенофобия (может принимать вид теорий заговора)
    продвижение глобализации и фритредерстваборьба за сохранение местного культурного и промыслового своеобразия, протекционизм в отношении своих
    прогрессизм: ориентация на будущее общества, видение своих идеалов в будущем; стремление избавиться от атавизмов коллективного прошлого, и прежде всего - от устаревших сословно-классовых и иных социальных "перегородок"консерватизм: ориентация на прошлое общества, идеализация прошлого; оборонительная агрессия, направленная на любые нетрадиционные для данного общества объединения и формы отношений
    в психологическом плане соответствует возрастам, для которых ключевым является развитие способностей личности: детство (в игре) и зрелость (в работе)в психологическом плане соответствует возрастам, для которых ключевым является вопрос передачи наследства: юность (борьба за получение наследства) и старость (выбор наследников)
    поведение нацелено на максимальную адекватность объективной реальности (отдельность человеческого тела как основа частной собственности, биологические видовые нормы как основа общечеловеческих ценностей)ритуализация поведения (его следование за субъективной реальностью, сформированной культурой данного общества); повышен риск впадения в групповое бредомыслие
    "демократическими" являются популяции, не имеющие устоявшейся экологической ниши, но за счёт умения адаптироваться в более широком диапазоне свойств среды и отсутствия у индивидов встроенных ограничителей активности (в т.ч. мыслительной) способные диффундировать в чужие эксосоциальные системы, перестраивая их традиционные пирамиды экологических взаимосвязей (что, в итоге, обычно повышает общую продуктивность и устойчивость экотопов)"аристократическими" являются популяции, долгое время занимающие какую-либо экосоциальную нишу и выработавшие за это время механизмы коллективного сопротивления прибывающим извне конкурентам (сформированные системы симбиоза - осуществляемой по неформальным каналам взаимопомощи среди "своих" и/или готовность к самопожертвованию низкоранговых особей в борьбе против "чужих")




    Квадры:

    Дихотомии, формирующие темперамент:

    x "экстраверсия — интроверсия":

    экстраверсия
    интроверсия
    избыток энергии (гипертимия)недостаток энергии (дистимия)
    преобладание в высшей нервной деятельности реакций возбужденияпреобладание в высшей нервной деятельности реакций торможения
    сангвинический и холерический темпераментыфлегматический и меланхолический темпераменты
    активность, инициативностьпассивность, ожидание чужой инициативы
    стремление осваивать и изменять окружающий мирстремление сохранять уже достигнутое, поддерживая в порядке и гармонизируя
    общительностьзамкнутость, тенденция к агорафобии и/или социофобии
    экспрессивность (громкий голос, широкие жесты и т.д.)невыразительность
    быстрый темп речи и деятельностимедленный темп речи и деятельности
    больше количества в работе, ставка на количествобольше качества в работе, ставка на качество
    широта и поверхностность интересовглубина и узость интересов
    любовь к рискуизбегание риска
    тенденция к завышенной самооценке (самоуверенность, самолюбование)тенденция к заниженной самооценке (неуверенность в себе и своих силах изменить ситуацию)
    тенденция к активной борьбе за свои интересы, навязыванию своих правил игрытенденция к конформизму, принятию общепринятых правил игры как предустановленных ограничений своей активности

    abc "статика — динамика":

    статика
    динамика
    фокус внимания - на способностях: неизменных свойствах объектов и субъектов, имманентно им присущих, мере соответствия/несоответствия этих свойств свойствам средыфокус внимания - на потребностях: внутреннем метаболизме объектов и субъектов и его изменениях вследствии обмена веществом и информацией с внешней средой
    воспринимает реальность как срез перепендикулярно оси времени: множество отдельных потенциалов, образующих "расстановку сил" - деформирующих окружающее пространство так, что всё в нём, в зависимости от своей природы и расстояния, приобретает определённое ускорение в ту или иную сторонувоспринимает реальность как срез вдоль оси времени: "потоки ресурсов" (энергетических, пищевых, денежных, ресурса коллективного внимания), посредством которых всё на свете связано воедино, происходит от кого-то и, в зависимости от своей природы, полезно/вредно для потребления кем-то ещё
    наличие внутреннего "стержня" личности (неизменных и не зависящих от текущего окружения ценностей - убеждений)податливость внешним влияниям, поветриям моды, коньюктуре политического рынка
    самодостаточностьзависимость от оценок и мнений окружения
    защищает то, что считает правдойбезразличен к правдам (и даже - иногда - отрицает наличие любых "вечных ценностей", любых вневременных категорий)
    носитель волевого начала - личного или коллективного, продвигающий принципиальные установки и тем перебарывающий влияние средымастер адаптации, умело приспосабливающийся к чужой воле, доминирующей в окружающей среде в данный момент, обслуживающий её интересы
    хранитель ценностей своей квадры; чаще продолжает отстаивать их даже в иноквадренном обществев большей мере отвечает за межквадренные контакты и симбиоз потребностей; в иноквадренном обществе легче и охотнее переходит на сторону большинства, воспринимая его ценности

    abcx "иррациональность — рациональность":

    иррациональность
    рациональность
    импульсивность, желание сбросить любой контрольсамоконтроль и самодисциплина
    импровизацияпланирование, в том числе долгосрочное
    любовь к неожиданностямпредпочитание ожидаемых событий
    непредсказуемость (для самого себя, а у решительных и упрямых - намеренная непредсказуемость и для окружения)предсказуемость (прежде всего - для самого себя, у рассудительных и уступчивых - также и для окружения)
    склонность к безрассудствамрассудочный просчёт ситуации на много шагов вперёд, занудство
    спонтанность, естественность, свободная раскованность поведениязарегулированность, ригидность, искусственная "механистичность" поведения
    нежелание думать о будущем, пофигизмчрезмерная озабоченность будущим, своим и чужим
    лень, затягивание сроков в делах, к которым нет интересаначинает взятое на себя вовремя и доводит до конца
    нежелание контролировать окружающих, склонность к попустительствужелание контроля над окружающей средой и людьми, чаще выступает за сужение чужих прав и свобод
    стремится к источникам приятных ощущений и впечатлений, избегая неприятных общественных "нагрузок"живёт чувством долга перед собой и/или другими людьми (признак предположительно развился из заботы о потомстве)
    дефицит лобной активности неокортекса (вследствие разных причин)характерна высокая активность лобных долей неокортексаlink
    черты иррационального полюса несёт в себе неустойчивый тип акцентуации личностикрайней формой проявления рационального полюса является ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личностиlink




    Темпераменты:
    1. экстраверсия + иррациональность + статика = "гибко-разворотливый".
      Благодаря активности этого темперамента из хаоса зарождается всё новое (и хорошее, и плохое).
    2. интроверсия + рациональность + статика = "уравновешенно-стабильный".
      Благодаря принципиальности этого темперамента устойчивые конструкции могут длительное время поддерживаться в порядке.
    3. экстраверсия + рациональность + динамика = "линейно-напористый".
      Любая регулярная социальная деятельность поддерживается энергией этого темперамента.
    4. интроверсия + иррациональность + динамика = "восприимчиво-адаптивный".
      Благодаря стремлению этого темперамента к экономии энергии любая ненужная для выживания деятельность со временем замедляется и сходит на нет.


    Менее важные дихотомии, определяющие инертные/контактные положения функций (теоретически они имеют одинаковые значения в обоих экстремумах силы функции, "+" и "−"):

    abx "позитивизм — негативизм":

    позитивизм
    негативизм
    благостная вераскептицизм
    довольство имеющимсянеудовлетворённость

    bcx "конструктивизм — эмотивизм":

    конструктивизм
    эмотивизм
    эмоциональное застреваниеэмоциональная подвижность и игра
    "замороченность"безмятежность
    душевные терзаниялёгкое отношение к жизни
    депрессивность, ощущение безнадежностинаполненность надеждой

    acx "тактика — стратегия":

    тактика
    стратегия
    «орнаментализм»: бесконтрольность воображения (порождающая избыточную детализацию картины происходящего)«символизм»: бесконтрольность сенсорных ощущений (порождающая чёткое выделение желаемого из фона и его закрепление в виде простого влекущего символического образа)
    углубление в деталисхватывание сути
    сублимация желаний в социальные игрыдоминирование основного влечения (к гедонистической цели у сенсориков или к аскетической у интуитов)

    cx "процесс — результат" (также: "правые — левые" диады):

    процесс
    результат
    когнитивное усложнениекогнитивное упрощение
    интерес к системам с множеством правил и хитросплетениями внутренних взаимосвязейстремление уложить всё многообразие в небольшое количество простых правил
    нейротизм (невроз как следствие "комплексов" - избыточного ментального усложнения образа мира и себя)
    политизированность - интерес к сложным аспектам устройства человеческого общества (есть корреляция с весёлостью)аполитичность
    [гипотеза] у "правых" типов в тенденции выше вклад в качества личности диадных и квадровых ценностей, поэтому для выживания "правых" важнее подходящее устройство общественной среды (что объясняет их интерес к политике как механизму изменения свойств этой среды) у "левых" типов в тенденции выше вклад в качества личности индивидуальных признаков => для выживания "левых" важнее достижение дуального дополнения, наличие партнёра, поддерживающего по слабым аспектам

    ax "уступчивость — упрямство":

    уступчивость
    упрямство
    представление, что живёт в простой реальности ("что вижу, то и есть")представление, что живёт в сложной, многоплановой реальности ("первый взгляд ошибочен", "всё не такое, каким кажется")
    агрессивнее в реальностиагрессивнее в своём воображении
    показывает настоящего себяскрывает настоящее лицо за социальными масками("театральный"/"спецслужбистский" стиль поведения)
    наивность, прямота в общении (есть корреляция с рассудительностью)изощрённость, склонность к софистике (есть корреляция с решительностью)

    bx "беспечность — предусмотрительность":

    беспечность
    предусмотрительность
    делегирование контроля общественным структурамжелает личного контроля над ситуацией
    любит предсказуемое окружениеготов к радикальной смене окружения, если сам так решит

    Для трёх последних дихотомий смысловое ядро ещё не до конца ясно, речь пока идёт только о гипотезах (пусть в значительной мере и подтверждённых статистикой), исследования продолжаются.




    Часть 3. Соционические функции и социотипы как стратегии выживания
    Стратегии выживания можно разделить на "статические" и "динамические". "Статические" стратегии определяют метод отбора генотипа и его культурной оболочки; формируют свойства индивидов популяции в процессе отбора. "Динамические" стратегии определяют способ добычи ресурсов во взаимодействии с окружающей средой; формируют свойства экотопа, в котором существует популяция.

    Статические функции как методы эволюционного отбора индивидов

    ЧС: Генетический отбор. Выживают и воспроизводятся те индивиды, чья генетика создаёт более адекватное задачам выживания биологическое тело. Доля генетического фактора во вкладе в поведение увеличивается - поведение становится более инстинктивным, генетически детерменированным. Из-за возможности записать в генотипе лишь относительно простые модели поведения поведенческая норма сужается, требования к точности воспроизведения поведения ужесточаются, внутривидовое разнообразие уменьшается. Как следствие - более жёсткая внутривидовая конкуренция и более агрессивное территориальное поведение. Также типично сокращение периода детства (быстрый переход к самостоятельной добыче пищи и размножению).
    ЧИ: "Отбор мозгов" (мемов, образов мира). Выживают и воспроизводятся те индивиды, чья архитектура мозга позволяет сформировать более адекватный окружающей реальности образ мира. Доля генетического фактора во вкладе в поведение уменьшается, зато увеличивается вклад языковой культуры (межличностного обучения посредством внешней речи и самообучения при помощи речи внутренней). Из-за того, что синапсы мозга позволяют хранить гораздо больший объём информации, чем генотип, вариативность поведения повышается, поведенческие нормы расширяются, внутривидовое разнообразие повышается. Как следствие - ослабление внутривидовой конкуренции и территориальной агрессии. Также, поскольку программирование мозга требует времени, период детства удлиняется, происходит постепенный сдвиг популяции в сторону сохранения и закрепления у её особей детских черт - неотения.
    БЛ: Естественный отбор (направляемый свойствами внешней среды). Выживают и воспроизводятся те индивиды, чей внешний вид, мировосприятие и поведение более адекватны единой для всех объективной реальности - реальному ландшафту, на котором происходит действие (даже если такой внешний вид, мировосприятие и поведение снижают социальный и репродуктивный успех особи).
    БЭ: Половой отбор (направляемый факторами случайных генетических и культурных изменений и следующей из них стилизацией поведения). Выживают и воспроизводятся те индивиды, чей внешний вид, мировосприятие и поведение больше способствуют социальному и, в итоге, репродуктивному успеху особи внутри её локальной популяции (даже если такой внешний вид, мировосприятие и поведение вредны в плане выживания индивида и популяции в целом в объективном мире).
    БК: Движущий отбор (прогрессивный фактор эволюции). Работа на очистку генотипа от вредных для выживания особи и её потомства мутаций, а сознания - от вредных мемов (из последнего следует положительная корреляция БК с высоким интеллектом особи). Будущее вида определяется генетикой и культурой наиболее жизнеспособных особей, которые и становятся основоположниками новых генетических или культурных линий. В силу того, что у каждой отдельной особи появляется возможность сильно повлиять на будущее вида, БК на мировоззренческом уровне соответствует индивидуализму.
    БД: Стабилизирующий отбор (консервативный фактор эволюции). Будущее вида определяется уже существующими коллективными генетическими и культурными нормами. Подавление генетического и культурного обновления, накопление в популяции ставших бесполезными для выживания, но превратившихся в видовые маркеры генов ("генетический мусор") и мемов (ритуалы). БД отрицательно коррелирует с ценностью интеллекта (для буквального воспроизводства популяционной традиции высокий индивидуальный интеллект её особей вреден).

    ЧИ+БК+БЛ (статика альфы):
    Ослабление требований к точности воспроизведения стратегии своего поведения на ландшафте (интерес к странным идеям и действиям) => повышение вероятности открытия новых экологических ниш и стратегий выживания => убегание в новые ниши от конкурентного давления внутри исходной => аллопатрическое выделение в новую популяцию с новыми свойствами => движущий естественный отбор
    ЧС+БД+БЛ (статика беты):
    Ужесточение требований к соответствию стратегии своего поведения на ландшафте популяционной норме => все особи в популяции делают одно и то же и делят одну экологическую нишу => ужесточение конкурентной борьбы внутри этой ниши => стабилизирующий естественный отбор
    ЧС+БК+БЭ (статика гаммы):
    Ужесточение требований к точности воспроизведения брачных и иных социальных ритуалов => мелкие стилистические детали поведения, порождёнными генетическим и культурным дрейфом, становятся всё более важны при выборе и удержании партнёра => симпатрическое выделение данной популяции из исходной => движущий половой отбор
    ЧИ+БД+БЭ (статика дельты):
    Ослабление требований к соответствию брачных и иных социальных ритуалов популяционной норме (терпимость к "странным" особям) => коммуникация и генетический обмен между разными популяциями вида усиливается => различия между популяциями вида стираются, популяции приближаются к усреднённой видовой норме => стабилизирующий половой отбор

    Динамические функции как методы преобразования среды обитания

    БИ: Введение экотопа в кризис (размыкание экологических цепочек; растрачиваемый конечный по объёму ресурс; линейное, ускоряющееся по мере исчерпания ресурса время); воспроизводство более успешно во время кризиса экотопов, так как тогда больше случайно выпавших из оборота (из разрушенной экосистемы) ресурсов, находить которые первым БИ умеет лучше всего.
    БС: Введение экотопа в гомеостаз (замыкание экологических цепочек; потенциально бесконечный в его динамическом кругообороте ресурс; циклическое время); воспроизводство более успешно в устойчивых (климаксных) экотопах - в таких, где индивид может сосредоточиться на качестве переработки ресурса и не думать о возможности его внезапного исчерпания.
    ЧЭ: Отмирание высокоспециализированного экономического уклада и повсеместный возврат к естественной экосистеме - к архаическому способу хозяйствования и устройства общества; организованное ЧЭ общество выстраивается вокруг зависимости от факторов природной стихии и связанных с этим иррациональных страхов и надежд; само его устройство следует за биологической природой, подстраиваясь под базовые инстинкты большинства в их первичных (не искажённых специализацией) формах.
    ЧЛ: Развитие инструментальных технологий и формирование в его процессе искусственных экотопов - высокоспециализированных хозяйств, привязанных к наиболее богатым месторождениям того или иного ресурса; внутри ЧЛ-хозяйств исходная природа в значительной мере замещается монокультурой и специализирующейся на её переработке техносферой; в том числе это касается и психики индивидов, в которой естественные эмоциональные реакции подавляются, а поведение модифицируется в угоду лучшего приспособления к конкретному рабочему месту.
    ЧД: Всеядность в выборе ресурсов; расширение экологических условий, пригодных для выживания; встраивание в чужие экотопы (космополиты, «сорняки»).
    ЧК: Избирательность в выборе ресурса; сужение экологических условий, пригодных для выживания; зависимость от родной экологической пирамиды, вне которой выживание невозможно (часто приводит к эндемизму); характерна оборонительная агрессия в отношении всех чужаков (как потенциально способных разрушить привычные экологические связи, без которых жизнеспособность встроенного в них обладателя ЧК резко снижается).


    Интегральные типные стратегии выживания

    ИЛЭ (= +ЧИ−БЭ−БД) инновационная стратегия (связана с ослаблением фильтров восприятия реальности), ставка делается на открытие новых, ещё никем не занятых экологических ниш и распространение в них исходного вида; в случае успеха вид становится универсальным космополитом с генетически слабо детерменированным поведением; впоследствии на основе его субпопуляций возможно возникновение новой прогрессивной клады видов (аллопатрическое видообразование)
    ЛИИ (= −ЧС+БЛ+БК) стратегия интеллектуализации особи (отказ от внутривидовой конкуренции, особенно в сфере полового отбора, во избежание развития и закрепления связанных с ней когнитивных искажений); ставка на глобальный прогресс разумной жизни - стратегия воспроизводится за счёт слабых статистических эффектов, связанных с объективно лучшей выживаемостью более интеллектуальных популяций и видов на больших промежутках времени
    СЭИ (= +БС−ЧЛ−ЧК) симбиотическая стратегия (поддержание гомеостаза как можно более широкой экосистемы за счет терпимого взаимного удовлетворения потребностей всех её участников)
    ЭСЭ (= −БИ+ЧЭ+ЧД) стратегия роевого интеллекта (следование моде ради формирования стаи, внутри которой синхронизировано потребление всех её членов и, за счет взаимопомощи, снижены индивидуальные риски выживания)

    СЛЭ (= +ЧС−БЭ−БК) стратегия усиления естественного отбора (стремление захватить вершину экологической пирамиды, превратиться в абсолютного хищника)
    ЛСИ (= −ЧИ+БЛ+БД) стратегия усиления стабилизирующего отбора (стремление подавить все альтернативные стратегии поведения внутри популяции, а также уничтожить вновь появляющиеся группы и виды, способные повлиять на уже сложившуюся структуру экологических связей популяции; в случае успеха стратегии вид закрепляется в своей экологической нише, его генотип и фенотип "замораживаются", на фоне продолжающего эволюционировать окружения вид постепенно приобретает черты реликтового)
    ИЭИ (= +БИ−ЧЛ−ЧД) стратегия "аттрактивного паразитизма" (внушение сильному хозяину вдохновляющих, неявно управляющих его поведением иллюзий, побуждение хозяина держать паразита при себе, защищать его и заботиться о нём)
    ЭИЭ (= −БС+ЧЭ+ЧК) стратегия дестабилизирующих провокаций (экспрессивное воздействие на мнение стаи с целью его сплочения и повышения активности борьбы с проблемами и врагами элиты)

    СЭЭ (= +ЧС−БЛ−БД) стратегия усиления полового отбора (развитие «макиавеллистских трюков» - «показушное» поведение с элементами хитрости и обмана для повышения своего личного статуса и, в конечном итоге, репродуктивного успеха)
    ЭСИ (= −ЧИ+БЭ+БК) стратегия усиления сексуальной избирательности (развитие «морали» - механизмов предотвращения бесконтрольного случайного скрещивания в пользу контролируемого, в тенденции скорее близкородственного; цель - репродуктивная изоляция популяции, вывод вредных рецессивных мутаций в фенотип и, вместе с элиминацией/изгнанием неудачных особей, очищение от них популяционного генома; в случае успеха стратегия провоцирует генетический дрейф и ведёт к симпатрическому видообразованию)
    ИЛИ (= +БИ−ЧЭ−ЧК) стратегия "падальщика-одиночки" (использование дезориентирующего обмана в сочетании с поиском и отслеживанием чужой беды, чтобы в ситуации всеобщей разобщенности и недоверия первым воспользоваться выпавшими из оборота ресурсами)
    ЛИЭ (= −БС+ЧЛ+ЧД) стратегия эскалации межличностной конкуренции (стимулирование внутривидовой личностной эффективности через гонку равных по созданию чего-то полезного из открывшихся месторождений пока ещё «ничьих» ресурсов)

    ИЭЭ (= +ЧИ−БЛ−БК) беспорядочно-дружелюбная стратегия (связана с расширением представлений о социальных нормах поведения - что ведёт к межпопуляционному общению и, в итоге, к возникновению культурно-языковой надстройки над инстинктивным, задаваемым генетически поведением)
    ЭИИ (= −ЧС+БЭ+БД) стратегия эусоциальности (альтруистическая внутригрупповая взаимопомощь и толерантность, ослабляющая давление отбора на особь и увеличивающая фенотипическое внутривидовое разнообразие, что делает популяцию более сложной, и, стало быть, более устойчивой системой)
    СЛИ (= +БС−ЧЭ−ЧД) миролюбиво-избегающая стратегия (уход на глубокую периферию и занятие специализированной экологической ниши, на которую больше нет претендентов)
    ЛСЭ (= −БИ+ЧЛ+ЧК) высокопродуктивная стратегия преобразования среды обитания (создание и поддержание собственным трудом искусственного биотопа, более устойчиво воспроизводящего ресурсы, необходимые для выживания данной популяции)



    приложение 1. Усредненные значения соционических функций для реальных представителей разных типов
    (цифры показывают относительное отклонение значений функции от среднепопуляционного, усреднённое на всех людях с ведущим данным типом)




    приложение 2. Сравнение смыслового наполнения функций в соционике и MBTI

    функции MBTI
    соционические функции
    пересечение смыслов
    Ne
    поток идей; перебор в сознании множества вариантов будущего
    ЧИ
    воображение новых возможностей; "детскость" - любовь к новизне и влечение к свободе умеренное
    Ni
    инсайт - извлечение информации из подсознания, создающее чувство "прозрения"
    БИ
    воображение будущих кризисов, ведущих к изменениям привычного мира и себя; пассивность эгоистического толка (самоуглублённое созерцание + нежелание прилагать усилия, чтобы кому-либо помогать во внешнем мире); сильная корреляция с мазохизмом низкое. Инсайт, согласно статистике соционических опросников, чаще случается у обладателей сильной ЧИ, а не БИ
    Se
    полнота ощущений здесь и сейчас; гедонизм
    ЧС
    стремление к господству и узурпации лучших ресурсов (поведение "альфа-особей"); сильная корреляция с проактивной агрессивностью и садизмом низкое. Se имеет больше сходства с объединённой соционической сенсорикой, с некоторым иррациональным уклоном, чем собственно с ЧС
    Si
    память об ощущениях, традиционность, осторожность
    БС
    комфорт и расслабление; жизнь здесь и сейчас; поддержание гомеостаза и предотвращение кризисов низкое. Si имеет больше сходства с творческой формой ЧС, т.е. дефицитом ЧИ, чем собственно с БС
    Fe
    общительность и социальная вовлеченность, следование коллективным ценностям
    ЧЭ
    то же, что и Fe + превосходное понимание идеала привлекательности (моды), управление драматическими страстями масс - поэты, артисты, пророки высокое (но не 100%). Коммуникабельность даже чуть в большей мере относится не к программной форме ЧЭ, а к творческой форме БЭ (т.е. дефициту БЛ)
    Fi
    эмпатия, основанная на личном эмоциональном опыте и личных ценностях
    БЭ
    управление личными отношениями, основанное на превосходном понимании личностных особенностей близких людей высокое
    Те
    объективное мышление; выполнение работы по изменению внешнего мира
    ЧЛ
    то же, что Те + профессиональная специализация, ведущая к утилитаризму (стремлению к пользе и выгоде как основному мотиву деятельности) высокое (но не 100%)
    Ti
    анализ и моделирование реальности в уме
    БЛ
    то же, что Ti + упрямство, причина которого - принципиальная приверженность выбранной идеологической парадигме высокое (но не 100%)



    приложение 3. Рекомендации для типодиагностов - вероятность инверсии признаков



    приложение 4. Разные важные личностные свойства и акцентуации характера в соционической системе координат



    copyleft: Иван Романов, Санкт-Петербург, 4 июля - 22 декабря 2022
    Автор разрешает свободное воспроизведение информации с этой страницы при условии активной гиперссылки на источник.


    в главное меню